Россия увеличила экспорт продуктов питания в Китай
Несмотря на общее падение товарооборота между Россией и Китаем с начала года российские производители резко увеличили экспорт шоколада, подсолнечного масла, пива и меда в КНР. Одной из причин стала девальвация рубля
Россия начала активно осваивать китайский продуктовый рынок: поставки отдельных продуктов питания в Китайскую Народную Республику (КНР) в начале этого года выросли в разы. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) за 1 квартал 2015 года (за 2 квартал пока опубликованы только частичные данные), которые проанализировал РБК, самый убедительный рост показали подсолнечное масло, шоколад, пиво и мед. Так, в 1 квартале 2015 года по сравнению с 1 кварталом 2014 года экспорт подсолнечного масла в КНР в натуральном выражении вырос почти в тысячу раз, шоколада — в 18 раз, меда — 9 раз, пива — в 3 раза (точные цифры поставок в тоннах и в долларах см. в графике).
Для российского рынка поставки пока относительно небольшие: например, объем экспорта подсолнечного масла в Китай в 1 квартале составил 4,6 тыс. тонн, а это только 0,4% от российского производства. Однако динамика роста по категориям впечатляет. Для иллюстрации: за весь 2014 год Россия экспортировала шоколада на $4,1 млн, а только за 1 квартал этого года — на $2,8 млн. Выход на рынок КНР сложен для российских компаний, в частности из-за разницы бизнес-культур России и Китая, отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Георгий Петров, но «китайский рынок начинает приоткрываться для отечественных производителей».
Разворот на Восток
О «развороте на Восток» и расширении торговли с Китаем российский президент Владимир Путин заявил еще весной 2014 года во время визита в Пекин, и эту тему активно поддержал российский бизнес. О своих планах экспорта в Китай публично говорили крупные российские производители продуктов питания «Мираторг», «Русагро», «Объединенные кондитеры», «Нарзан», «Мистраль».
Для «разворота на Восток» у российского бизнеса есть все основания, говорит Георгий Петров: в Китае растет прослойка «среднего класса», и, как следствие, увеличивается спрос на более качественную и разнообразную еду — в том числе на подсолнечное масло, гречку, шоколад и бутилированную воду. «Но это товары для upper-middle класса, — отмечает он. — Они актуальны в первую очередь для ресторанов и отелей, потому что среднестатистический китайский потребитель вряд ли будет пить воду из бутылки, например, хотя в стране есть проблемы с питьевой водой».
Раньше власти КНР позиционировали Китай как страну-производителя, но теперь растущий средний класс проявляет интерес к иностранной продукции и началась «эпоха потребления», добавляет директор Китайского центра института МИРБИС Наталья Печерица. «Например, только в Гонконге в прошлом году потребление французского вина выросло в 25 раз — и это при том, что раньше китайские потребители вообще не знали этот напиток», — рассказывает она. По ее наблюдениям, из российских продуктов у китайцев огромным спросом пользуется шоколад.
Еще одной причиной резкого роста экспорта в этом году стало падение рубля, которое сделало российскую продукцию более конкурентоспособной, отмечает первый вице-президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Маргарита Федотова. Однако, уточняет она, Китай пока открыл для иностранных производителей не весь рынок: так, для ввоза алкоголя или зерна нужно получать специальные разрешения и договариваться о квотах.
Нет комментариев. Ваш будет первым!