Взорвался американский «Фалькон»: потерян третий за 8 месяцев космический грузовик
Сегодня спустя 3 минуты после старта с космодрома на мысе Канаверал, взорвалась ракета «Фалькон-9» (Falcon 9) вместе с грузовиком «Дрэгон» (Dragon), который должен был доставить на МКС более двух тонн груза — научное оборудование, топливо и продовольствие. Месяц спустя «Дрэгон» должен был вернуть около 635 килограммов груза на Землю.
Как отметил глава «Спейс-Икс» (SpaceX) Илон Маск в «Твитере»: «Данные о крушении пока противоречивы. Все, что можно сказать в настоящий момент: в баке с жидким кислородом в разгонном блоке было избыточное давление».
Ракета начала разваливаться на 2 минуте и 19 секунде полета на высоте около 34 километров. Это был 19-й запуск ракеты и первый неудачный, а также седьмая миссия компании к МКС.
«Спейс-Икс», заключившая контракт с НАСА по доставке груза на МКС на сумму 2,7 млрд долларов, в настоящее время соревнуется с «Боингом» за право стать первой частной компанией, которая сможет доставлять людей в космос, также недавно она получила сертификацию на доставку на орбиту военных спутников ВВС США. Так или иначе, эта авария может дать почву для критиков компании в Конгрессе, а также негативно скажется на конкуренции с «Юнайтед лонч альянс» (совместное предприятие «Боинга» и «Локхида Мартина», последовательная картина запусков которого контрастирует с «Спейс-Икс»). Тем не менее, в отличие от «Спейс-Икс», которая уже проводит испытания многоразовой ракеты-носителя, ее конкуренты пока не могут найти нужного баланса между экономией средств и техническими инновациями. По мнению эксперта Планетарного общества США Джейсона Дэвиса, крушение ракеты не скажется на развитии частного сегмента в освоении космоса.
Президент «Спейс-Икс» Гвин Шотвелл заявила, что компания благодарна НАСА и ВВС США за предложенную помощь и отметила, что в ходе этого запуска все операции были выполнены обычным образом, никаких отклонений от обычного плана действий не было. Она добавила, что данный вид бизнеса предполагает всю тяжесть ответственности и возможные ошибки, и следует быть к этому готовыми. «Спейс-Икс» собирается привлечь все возможные ресурсы, чтобы как можно быстрее вернуться к полетам, в течение нескольких месяцев будет проведено полноценное расследование аварии и готовы все документы по нему. Также в компании будут работать с найденными обломками, чтобы провести как можно более полное исследование.
Представитель НАСА Уильям Герштенмайер подчеркнул, что, несмотря на потерю ценного груза, в который также входили студенческие научные проекты и оборудование для жизнеобеспечения станции, исследования на станции будут продолжаться. Команда МКС находится в хорошем состоянии, у экипажа достаточно еды и воды до запуска грузовика «Прогресс» 3 июля. Он добавил, что все три аварии трех разных провайдеров подчеркивают то, как важно серьезно относиться к космическим полетам и разработкам и помнить, что это не ежедневная рутина, но постоянная работа над ошибками. Как считают в НАСА, в этой перспективе несколько провайдеров, обслуживающих МКС — это нужное и правильное решение. В случае чрезвычайных стиуаций НАСА может эвакуировать экипаж, однако в настоящий момент ситуация, как подчеркивают представители агентства, даже близко не подошла к той точке, когда рассматривалась бы возможность это сделать.
В ближайшее время представители НАСА планируют связаться с российской стороной, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию.
Менеджер программы МКС в НАСА Майк Суффредини также собщил, что НАСА будет сотрудничать со студенческими командами, оборудование которых было на «Дрэгоне», и сделает все возможное, чтобы их проекты полетели следующими рейсами.
Вместе с «Дрэгоном» взорвался уже второй комплект оборудования для системы фильтрации (первый был на потерпевшем аварию «Прогрессе»). Мониторинг системы фильтрации проводится регулярно, в случае необходимости образцы воды будут доставлены на Землю для анализа. В результате аварии было утеряно стыковочно-приемочное устройство для МКС (всего НАСА построило два адаптера), однако второе будет доставлено в ходе следующих полетов, а все необходимое, как отмечают в НАСА, для воссоздания первого у агентства имеется. Адаптер для стыковки пилотируемых кораблей должны были установить на внешней поверхности станции. Также на борту грузовика были скафандры для запланированных выходов астронавтов в космос. Потери важного оборудования могут внести осложнения в работу американского сегмента станции.
Предыдущие неудачные запуски
Это уже третья миссия по доставке груза на МКС, которая потерпела неудачу. 28 апреля с Байконура был запущена ракета-носитель «Союз-2.1а» с грузовиком «Прогресс М-27М». Грузовик должен был доставить на МКС 2,5 тонны груза (420 килограммов воды, 50 килограммоа кислорода, 500 килограммов топлива). Однако корабль был выведен на нерасчетную орбиту и 8 мая сгорел в атмосфере. 29 октября 2014 года состоялся запуск ракеты-носителя «Антарес» с грузовиком «Сигнус» компании «Орбитал сайнсис» (Orbital Sciences), который должен был доставить более двух тонн груза. Из-за неполадок ракета была уничтожена взрывом на старте.
Нет комментариев. Ваш будет первым!